среда, 20 ноября 2013 г.

Про выбивание долгов.

В общем-то очевидное, но просто так хорошо написано. Приятно. отсюда

Мне заплатят? 
Вот такое письмо пришло на почту miumau.livejournal.com. С учетом того, что автор не только не против, но и настаивает на публичности, Яна показала это письмо мне, попросив прокомментировать, так как я «в теме». Я действительно «в теме», так как я являюсь агентом Яны Франк (miumau) и за много лет нашего сотрудничества я успешно получаю ее деньги, свои деньги и наши общие деньги. Поэтому думаю, что могу давать советы.
Вот собственно письмо.
 
Здравствуйте, спасибо за ваш жж и рубрику вопрос-ответ, мне очень пригодится сейчас ваше умение смотреть со стороны, помогите рассудить спор. Не буду врать, также я использую это письмо как способ воздействия на другую сторону, но вам решать публиковать ли письмо и таким образом принимать ли во всем этом участие. 
Я пытаюсь начать зарабатывать написанием текстов и пока собираю себе портфолио, нашла такой сайт XXXXX, они платят по 1000 рублей за тексты про что почитать или что посмотреть. У меня вышел один текст про книжки, частями выходит текст про телик. Я не питаю иллюзий по поводу качества этих текстов, но я только учусь, да и уровень оплаты соответствующий. Дело в том, что мне не заплатили. В самом начале обговорили, что деньги платят в первую неделю месяца, следующего за месяцем публикации. Тексты опубликовали в октябре, в воскресенье 10 ноября я позвонила утром (наверно, слишком рано - в 9 часов), спросить, что с деньгами. От меня не спросив кто я, мои данные, отмазались «завтраком»; и бросили трубку, я перезвонила - бросили, еще раз - вообще не взяли. 
Я решила, что меня кинули, начала одолевать человека звонками уже просто из вредности, чтоб его достать. Иногда он брал трубку,тогда я говорила, что продолжу звонить, пока мне не заплатят. Он реагировал ожидаемо: называл сумасшедшей, грозил адвокатом. Где-то в 12 мне это надоело, к тому же, мой номер заблокировали. В понедельник я, все-таки,надеялась, что получу перевод и не трогала его, но в 8 вечера, когда этого не случилось, стало понятно, что меня точно кинули. Я позвонила с другого номера, злая как собака, ругаясь матом и требуя мои деньги, на это он посмеялся, сказал, что ничего мне за мои выходки не заплатят; и потребовал извинений, сейчас я вновь одолеваю его звонками. Я так подробно все описываю, потому что мне нужен взгляд со стороны, я перегнула палку, слишком рано начала паниковать? Может, среди ваших читателей есть те, кто писал для этого сайта, пусть скажут, заплатили ли им. И как вообще надо реагировать на недобросовестных заказчиков, когда стоит бить тревогу, сколько шансов давать, прежде чем, начинать скандалить и нужно ли скандалить? 
Из письма убраны все ссылки и указания на персоналии, так как реклама (или антиреклама) каких-либо проектов не является целью данного поста. Вообще, письмо примечательно тем, что уж очень характерно и показывает практически все ошибки, которые делает тот, кому должны денег за его работу, но кто не имеет привычки их получать. И проблема достаточно общая: на какую бы встречу и куда не приезжала Яна, обязательно зададут вопрос: «Я сделал работу, а мне за нее не платят – что делать?» 
Вообще скажу прописную истину, но когда приступаешь к работе с новым работодателем, лучше обезопасить себя на начальном же этапе. Лучше настаивать на подписании договора. Ну да, надо иметь ИНН (да он у вас и так, скорее всего, есть), подавать декларацию и платить налоги, но это значительно лучше, чем чувствовать себя кинутым. Общаться с налоговой не так страшно, как многим кажется, сейчас там сидят большей частью отзывчивые и общительные люди (честное слово!), которые все разъяснят, и вы увидите, что ничего страшного на самом деле нет. Даже если вы в результате договоритесь и неофициально (к чему я ни в коем случае никого не призываю), вашу скрупулезность и серьезность намерений работодатели запомнят. Если все же настойчиво говорят, что всегда всем платят потом, никак напрягаться ради вас не будут, не нравится – не работайте, то тут задумайтесь, стоит ли такой работой заниматься.

Если сама задача крайне интересна, вы бы сделали это и так, а тут, глядишь, еще и денег дадут, а вдобавок, вы находитесь в начале карьерного пути, то можно рискнуть. Только решите, какие нематериальные бонусы вы можете с этого получить. Вот у автора письма очевидный бонус – публикации в сетевом издании (т.е. то, что можно потом указать в портфолио), я считаю, что согласиться на такую работу в ее положении – это правильное решение.

Возвращаясь к вопросу «присматривания» к работодателю, сразу подумайте о том, как будете получать деньги. Вероятность их получить прямо пропорциональна объему информации о том, кто будет вам платить. Знаете только мобильный телефон некоего Васисуалия Лоханкина, который сделал вам заказ? Плохо, очень плохо. Надо узнать и переписать как можно больше контактов: реквизиты конторы, которая вас наняла, имена, городские и мобильные телефоны как можно большего числа сотрудников: менеджеров, директора, бухгалтеров, секретаря, владельцев, охранников, на худой конец. Попались на глаза арендодатель вашего работодателя и другие подрядчики? Отлично, всех записываем в книжечку.

Теперь переходим к другому вопросу. Мы работу выполнили, результат ее однозначно принят, и мы хотим за нее денег. Понимаем, что обещанные сроки прошли. И прошли уже, увы, давно. Тут будет обязательное уточнение: РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОДНОЗНАЧНО ПРИНЯТЫ (т.е. текст опубликовали, сайт открыли, программу запустили, плакат напечатали). Если заказчик не принимает сделанную работу, то тут уже другая история, к теме этого поста отношения не имеющая.

Каждый, кто сталкивался с такой проблемой, безусловно испытывает в этот момент по отношению к должнику не самые приятные чувства. Поэтому мысль «получить деньги» может быстро трансформироваться в мысль «потребовать деньги немедленно» и далее «наказать обидчика». Вот это самая опасная метаморфоза сознания, которая, как мы видим, произошла с автором письма. Советую все свои эмоции держать при себе, так как ваше положение сейчас не самое выигрышное: ваши деньги-то не у вас.

Тут хотелось бы заметить, что абсолютных монстров, которые с самого начала ловят доверчивых маленьких пушистых исполнителей в свои сети, не собираясь им платить изначально, единицы, остальные в целом обычные, даже неплохие люди, не платящие в силу разных обстоятельств (забыли, бухгалтер заболел, оборот ниже, чем ожидали, не хватает даже на аренду, второй БМВ, купленный в прошлом месяце в кредит, был явно лишний…)

Итак, выключаем эмоции и переходим к выбиванию денег. Тут для начинающих два инструмента: предельная вежливость и последовательность. Тяжелую артиллерию в виде шантажа мы здесь рассматривать не будем, потому использование этого метода требует как хорошей юридической подкованности, так как серьезного опыта.

По поводу вежливости. Помните анекдот?
Жил-был в лесу вежливый лось. И, действительно, лось был очень вежлив,
вот только имел он одну маленькую слабость - всех зверей в лесу
перетрахал. И медведя, и волка, и лисицу, всех. Остался только один
заяц, до которого вежливый лось еще не успел добраться. Бедняга заяц
и днями, и ночами прячется от лося, боится. Как-то вечером решил заяц
схоронится в норе у бобра.
- Послушай, бобер, - говорит заяц, - дай я у тебя в норе заночую.
Лось к тебе ведь уже заходил, авось второй раз не сунется.
Пустил бобер, но на всякий случай предупредил:
- Ты засунь себе, - говорит, - в зад морковку, мало ли что.
Заяц так и сделал...
Вот уж луна на небе засияла, звезды замерцали, заяц медленно
погружается в сон... И вдруг... Чпок!
- Добрый вечер!
 
Вы должны стать для своего неплательщика этим «вежливым лосем», максимально подчеркивая свою обходительность всеми возможными благостными интонациями, благо, русский язык это прекрасно позволяет делать. Могу сказать, что опытные бухгалтеры и товароведы «вежливых лосей» улавливают по голосу и стремятся поскорее избавиться от их присутствия в своей жизни (кто знает, что у них за душой?). Неопытные сразу напрягаются: у нас вежливость не очень принята, особенно в не очень приятных ситуациях, что также позволяет респонденту почувствовать дискомфорт и избавиться от такого просителя единственным доступным способом - заплатив.

Второе наше оружие – постоянство. Но оно должно коррелировать с вежливостью. Во-первых, звонить надо только в рабочее время. Плюс из этого рабочего времени смело исключаем пятницу после обеда (все равно предложат подождать до понедельника) и понедельник утро (у всех будет плохое настроение). Во-вторых, с периодичностью, достаточной для осмысления и рационального разрешения вопроса. Максимальная частота звонков одному человеку в день – 2 раза (за исключением случаев, когда он сам просит перезвонить - но это когда уже лед тронулся).

Звонить нужно всем известным и в той или иной степени вовлеченным в процесс лицам по кругу. Как я уже говорила: и непосредственному виновнику ваших бед, и соседним менеджерам, и бухгалтеру, и директору, и всем встречным и поперечным, хоть как-либо связанным с так некстати кидающим вас Васиссуалием. В этом случае, арендодатель, к примеру, встречая собственника виновника ваших бед, может сказать: «Но заплатите же это Ивановой в конце-то концов, ну надоело уж!»

Если хочется усиления эффекта, то вежливость нужно подкреплять не игрой мускулами (сейчас мой дядя из ГУВД придет и всех вас разнесет!), а пробуждением к жалости. Лучше это работает на более отдаленных от Васиссуалия людях.

Например: 
- Понимаете, я бы не была столь настойчива, но у меня сейчас серьезная ситуация – заболел муж, бабушка, затопили соседи, разбили машину и т.п.
Только не фантазируйте на пустом месте, должна быть привязка к реальности для правдоподобности звучания вашего голоса (не уверена, что все заканчивали актерские курсы). Например, у мужа уже два дня температура 37,5 и он кашляет, а какая-то сволочь поцарапала бампер – это то, что можно раздуть до вселенской катастрофы…

А что, если твой номер узнают и перестают отвечать? Звонить с другого номера! И что, спросят, все время менять номера? На симках разоришься! Совет – звоните на мобильные со скайпа. Он очень причудливо и интересно определяет номера, всем интересно узнать, что там, с другой стороны трубки.

Сколько это продолжать? В принципе, так долго, как нужно для достижения положительного результата (напоминаю, что результат у нас только один – получить деньги; извинения и покаяния нам не нужны, никого уволить и наказать мы тоже не хотим). Если контора в течение двух месяцев после неплатежа вам остается на плаву, значит, деньги-то у них есть. Почему бы не для вас.
Изменяйте текст, импровизируйте, описывайте свои невыносимые страдания от отсутствия денег все более красочно. Предлагайте варианты погашения задолженности:

- Я понимаю, у вас напряженная денежная ситуация, но можем быть, решим вопрос удобным вам способом?
    - Я видела у вас сумку Chanel, которую вы брали в бутике для фотографирования, я бы могла принять ее в счет погашения долга.
    - Мне нужно перевезти четыре дивана из Рязани, если бы я могла воспользоваться вашей Газелью, мы бы вопрос с задолженностью решили.
Смотрите вокруг, запоминайте, что ценного для вас есть у работодателя и как это можно потом использовать. 
И вот вам заплатили. Деньгами ли, услугами – не важно. Важно, что вы получили, что хотели. И вот теперь успокойтесь, не описывайте никому эту проблему и не говорите гадостей (пусть это даже чистая правда). Неизвестно, где и когда с кем-то из вовлеченных в этот процесс людей вы пересечетесь и насколько они в тот момент будут для вас ценны. Не ограничивайте свой круг общения в будущем. Выводы для себя вы и так сделали. 
Теперь объективно разберем ситуацию автора письма. Вряд ли, принципиально не хотели платить нашей героине, тексты ее работодателя устраивали, раз их публиковали. Но и специально бегать за ней с деньгами никто не собирался. Придет, попросит – хорошо. Что делает потенциально пока «кинутая»? Звонит нашему Васиссуалию в воскресенье в 9 утра. А он что делает? Правильно, спит. И даже буркает сквозь сон что-то не очень грубое: типа, позвоните в понедельник. Но наша героиня уже перешла в своих мыслях в третью стадию жажды возмездия и решила не дать человеку поспать, попутно его оскорбляя. Понятное дело, что на этом этапе она показала себя полностью неадекватной, Васисуалий уже принял решение не только не платить, но и никогда в жизни не пересечься больше с этой персоной. Продолжая звонить дальше, она добьется того, что Васисуалий напишет заявление в полицию о телефонном хулиганстве, потому что доказательств у него хоть отбавляй.
Что сейчас делать нашей героине? Успокоиться, забыть Васисуалия и этот портал, не упоминать эту работу ни в каких резюме и портфолио (во избежание получения на себя отрицательной характеристики для будущих работодателей). А в дальнейшем – следовать таким простым и очевидным вышеописанным советам.
Удачи в делах всем, кто прочитал. Пусть вас минуют проблемы неплатежей!

Комментариев нет:

Отправить комментарий