Решил я вам дать почитать этот прелестный рассказ Зощенко "Западня", который он написал еще в 1933 году, и имеющий некоторое отношение к недвижимости и кризису. Развлекитесь, дочитайте до конца.
ЗАПАДНЯ
Один мой знакомый парнишка — он, между прочим, поэт — побывал в этом году за границей.Он объездил Италию и Германию для ознакомления с буржуазной культурой и для пополнения недостающего гардероба.Очень много чего любопытного видел.
— Ну, конечно,— говорит,— громадный кризис, безработица,
противоречия на каждом шагу. Продуктов и промтоваров очень много, но
купить не на что.
Между прочим, он ужинал с одной герцогиней.
Он сидел со своим знакомым в ресторане. Знакомый ему говорит:
— Хочешь, сейчас я для смеха позову одну герцогиню. Настоящую
герцогиню, у которой пять домов, небоскрёб, виноградники и так далее.
Ну, конечно, наворачивает.
И, значит, звонит по телефону. И вскоре приходит такая
красоточка, лет двадцати. Чудно одетая. Манеры. Небрежное выражение. Три
носовых платочка. Туфельки на босу ногу.
Заказывает она себе шнельклопс и в разговоре говорит:
— Да, знаете, я уже, пожалуй, неделю мясного не кушала.
Ну, поэт кое-как по-французски и по-русски ей отвечает:
дескать, помилуйте, у вас а ля мезон столько домов, врёте, дескать,
наворачиваете, прибедняетесь, тень наводите.
Она говорит:
— Знаете, уже полгода, как жильцы с этих домов мне квартплату не вносят. У населения денег нет.
Этот небольшой фактик я рассказал так, вообще. Для разгона. Для
описания буржуазного кризиса. У них там очень отчаянный кризис со всех
сторон. Но, между прочим, на улицах у них чисто.
Мой знакомый поэт очень, между прочим, хвалил ихнюю европейскую
чистоту и культурность. Особенно, говорит, в Германии, несмотря на
такой вот громадный кризис, наблюдается удивительная чистота и
опрятность.
Улицы они, чёрт возьми, мыльной пеной моют. Лестницы скоблят
каждое утро. Кошкам не разрешают находиться на лестницах и лежать на
подоконниках, как у нас.
Кошек своих хозяйки на шнурочках выводят прогуливать. Чёрт знает что такое.
Всё, конечно, ослепительно чисто. Плюнуть некуда.
Даже такие второстепенные места, как, извиняюсь, уборные, и то
сияют небесной чистотой. Приятно, неоскорбительно для человеческого
достоинства туда заходить.
Он зашёл, между прочим, в одно такое второстепенное учреждение.
Просто так, для смеху. Заглянул — верно ли есть отличие,— как у них и у
нас.
Оказывается, да. Это, говорит, ахнуть можно от восторга и
удивления. Волшебная чистота, голубые стенки, на полочке фиалки стоят.
Прямо уходить неохота. Лучше, чем в кафе.
«Что,— думает,— за чёрт. Наша страна — ведущая в смысле
политических течений, а в смысле чистоты мы ещё сильно отстаём. Нет,—
думает,— вернусь в Москву — буду писать об этом и Европу ставить в
пример. Конечно, у нас многие ребята действительно относятся ханжески к
этим вопросам. Им, видите ли, неловко писать и читать про такие
низменные вещи. Но я,— думает,— пробью эту косность. Вот вернусь и поэму
напишу — мол, грязи много, товарищи,— не годится... Тем более у нас
сейчас кампания за чистоту — исполню социальный заказ».
Вот наш поэт находится за закрытой дверью. Думает, любуется
фиалками, мечтает, какую поэму он отгрохает. Даже приходят к нему рифмы и
строчки. Чего-то там такое:
Даже сюда у них зайти очень мило —
Фиалки на полках цветут.
Да разве ж у нас прошёл Аттила,
Что такая грязь там и тут.
|
А после, напевая последний немецкий фокстротик «Ауфвидерзейн, мадам», хочет уйти на улицу.
Он хочет открыть дверь, но видит — дверь не открывается. Он подёргал ручку — нет. Приналёг плечом — нет, не открывается.
В первую минуту он даже слегка растерялся. Вот, думает, попал в западню.
После хлопнул себя по лбу.
«Я, дурак,— думает,— позабыл, где нахожуся — в
капиталистическом мире. Тут у них за каждый шаг, небось, пфенниг плати.
Небось,— думает,— надо им опустить монетку — тогда дверь сама откроется.
Механика. Черти. Кровопийцы. Семь шкур дерут. Спасибо,— думает,— у меня
в кармане мелочь есть. Хорош был бы я гусь без этой мелочи».
Вынимает он из кармана монеты. «Откуплюсь,— думает,— от капиталистических щук. Суну им в горло монету или две».
Но видит — не тут-то было. Видит — никаких ящиков и отверстий
нету. Надпись какая-то есть, но цифр на ней никаких не указано. И куда
именно пихать и сколько пихать — неизвестно.
Тут наш знакомый прямо даже несколько струхнул. Начал легонько стучать. Никто не подходит. Начал бить ногой в дверь.
Слышит — собирается народ. Подходят немцы. Лопочут на своём диалекте.
Поэт говорит:
— Отпустите на волю, сделайте милость.
Немцы чего-то шушукаются, но, видать, не понимают всей остроты ситуации.
Поэт говорит:
— Геноссе, геноссе, дер тюр, сволочь, никак не открывается. Компренешен. Будьте любезны, отпустите на волю. Два часа сижу.
Немцы говорят:
— Шпрехен зи дойч?
Тут поэт прямо взмолился:
— Дер тюр,— говорит,— дер тюр отворите. А ну вас к лешему!
Вдруг за дверью русский голос раздаётся:
— Вы,— говорит,— чего там? Дверь, что ли, не можете открыть?
— Ну да,— говорит.— Второй час бьюсь.
Русский голос говорит:
— У них, у сволочей, эта дверь механическая. Вы,— говорит,—
наверное, позабыли машинку дёрнуть. Спустите воду, и тогда дверь сама
откроется. Они это нарочно устроили для забывчивых людей.
Вот знакомый сделал, что ему сказали, и вдруг, как в сказке,
дверь открывается. И наш знакомый, пошатываясь, выходит на улицу под
лёгкие улыбки и немецкий шёпот.
Русский говорит:
— Хотя я есть эмигрант, но мне эти немецкие затеи и колбасня
тоже поперёк горла стоят. По-моему, это издевательство над
человечеством...
Мой знакомый не стал, конечно, поддерживать разговор с эмигрантом, а, подняв воротник, быстро поднажал к выходу.
У входа сторож его почистил метёлочкой, содрал малую толику денег и отпустил восвояси.
Только на улице мой знакомый отдышался и успокоился.
«Ага,— думает,— стало быть, хвалёная немецкая чистота не идёт
сама по себе. Стало быть, немцы тоже силой её насаждают и придумывают
разные хитрости, чтоб поддержать культуру. Хотя бы у нас тоже
чего-нибудь подобное сочинили».
На этом мой знакомый успокоился и, напевая «Ауфвидерзейн, мадам», пошёл в гости как ни в чём не бывало.
1933
Комментариев нет:
Отправить комментарий